Официантки и телевизоры

Часто бывает, что официантки в привокзальных кафешках, вагонах-ресторанах и т.п. имеют телевизор и смотрят фильмы прямо во время работы, неохотно отвлекаясь от фильма на обслуживание пассажиров. Причём хозяева кафешек специально покупают эти телевизоры для официанток. Как это помогает им снижать издержки и повышать прибыль?
Свойства задачи: 

Конкуренция и качество

a) Может ли ограничение конкуренции привести к снижению качества выпускаемого продукта? Объясните механизм, приведите примеры.
b) Может ли ограничение конкуренции привести к повышению качества выпускаемого продукта? Объясните механизм, приведите примеры.
c) Как, глядя на конкретный продукт / отрасль, оценить, вырастет или упадёт качество продукта в этой отрасли при ограничении конкуренции? Какие факторы нужно учитывать и как?
Свойства задачи: 

Рыночная и командная экономика в фирме и государстве

Есть два способа организации производства, обмена и распределения благ: 1) рыночная система, основанная на частной собственности, экономической свободе и добровольном обмене; 2) административно-плановая система, где собственность на средства производства государственная, и все решения принимаются централизованным органом.
a) Опыт показывает, что рыночная система более эффективна с точки зрения экономического роста и материального благополучия жителей. Перечислите причины, по которым это происходит.
Свойства задачи: 

Оптимальное число заводов

Фирма может открыть любое натуральное число заводов. Издержки каждого завода задаются функцией $TC_i(q_i)=5+q_i^2$.

а) Найдите функцию издержек фирмы $TC(Q)$, если она открыла n заводов.
б) Изобразите на одном рисунке графики функции издержек при n=1,2,3.
в) Какое число заводов оптимально, если нужно произвести Q единиц?
г) Найдите функцию издержек фирмы $TC(Q)$, если для каждого Q она будет выбирать оптимальное число заводов. Изобразите её график на рисунке из пункта б.

Производственная функция и кривые безразличия

Фирма производит свой продукт из единственного фактора — труда, являясь совершенным конкурентом как на рынке продукта, так и на рынке труда.

Отдача от масштаба – наше всё! – 2

Фирма, работающая на конкурентном рынке, может производить любой объём выпуска (в том числе нецелый), не превышающий 4 единиц. На рисунке изображён график её предельных издержек. Изобразите кривую предложения данной фирмы и докажите, что она имеет именно такой вид.
Screenshot_2014-10-19_00.16.09.png

MP3-файлы

Вопрос 1
"Рассмотрим рынок MP3-файлов некоторой конкретной песни. Издержки на производство дополнительной единицы этого товара (копирование файла) практически равны нулю, однако цена этого файла составляет несколько рублей. Следовательно, объём потребления этого товара не является эффективным, т.е. можно улучшить благосостояние кого-то, не ухудшая благосостояние никого другого".
а) Считаете ли Вы это заключение верным? Объясните.
б) На какие предпосылки Вы при этом опираетесь?

Информация о чужом выборе

Задача 1
Индивид А собирается купить автомобиль. Продавец в автосалоне предлагает ему ознакомиться со статистикой продаж. Индивид А отвечает: "Я хочу выбрать самую качественную машину в данном ценовом диапазоне, и если эта задача будет выполнена, мне абсолютно безразлично, на каких машинах ездят другие люди. Поэтому я посмотрю на технические характеристики и внешний вид машины, послушаю мнение экспертов, а статистика продаж мне вовсе не нужна".

Измеряем эффект от выездной школы

Мистер X организовал выездную школу для подготовки к олимпиаде. Когда прошла олимпиада, выяснилось, что практически все участники школы стали победителями или призёрами; а среди тех участников олимпиады, кто не ездил в эту школу, доля победителей и призёров существенно меньше. Мистер Y, увидев эту статистику, заключил, что участие в этой школе для конкретного ученика существенно повышает его шансы получить диплом на олимпиаде.

Рейтинг студентов

Во многих вузах среди студентов каждого факультета строится рейтинг, учитывающий оценки студента за все сданные им учебные курсы. В некоторых вузах рейтинг является открытым (публично доступным), в других же он закрыт (каждый студент видит только своё место), однако место того или иного студента в рейтинге может быть сообщено вузом работодателю по его запросу.

a) Зачем вообще нужен рейтинг? Постарайтесь перечислить все существенные плюсы от него.