В супермаркетах принята такая практика: если покупатель захотел отменить покупку только что пробитого кассиром товара, то кассир не может сделать отмену самостоятельно, а должен звать менеджера, который подойдёт, вставит в кассу свой ключ (проведёт своей электронной картой), и лишь тогда касса зафиксирует отмену. Объясните, как такая система помогает супермаркету максимизировать прибыль.

Полностью демоверсия опубликована здесь.

Комментарии

Ну если не так то продавцы будут отменять по чекам а деньги себе в карман класть. А деньги в кассе это выручка супермаркета: падает выручка падает прибыль
Я немного не понял, Вы имеете ввиду, что продавцы будут забирать "деньги себе в карман", то есть они не будут их возвращать покупателю? Если я правильно понимаю, то отмена товара значит его возврат магазину с полным возмещением стоимости, или я ошибаюсь?
Ну возврат можно сделать по чеку. Когда покупатель уйдёт, продавец введёт номер чека, сделает отмену, откроет кассу и бабку себе в карман заберёт. Чтобы он этого не сделал над ним висит видеокамера, а чтобы сделать возврат нужен менеджер с ключём
Если я вас правильно понимаю, то, к примеру: человек не взял чек за покупку, хитроумный кассир взял чек, сделал отмену, забрал деньги?
Да именно так, система с ключём искючает такой вариант
Хм, логично)

мне пока только пришло в голову, что пока покупатель ждет отмены, он ходит по супермаркету или ждет у кассы, где всегда стоят прилавки с продуктами. За то время, пока он ждет, он может вспомнить, что что-то забыл купить, ну или соблазниться какой-нибудь вкуснятинкой ;) Ну и в итоге купит больше, чем собирался.

Ещё одно предположение: люди, желающие отменить покупку товара заранее знают, что им придется ждать менеджера с ключом, поэтому во многих случаях просто решают заплатить за этот товар, нежели ждать и тратить свое время.
Но я почему-то думаю, что составители хотели бы услышать более экономическое объяснение))
Ещё вариант мошенничества, если продавец знакомый. Оформляетя отмена, но в компьютере продавец отменяет больше товаров, чем реально забираету покупателя. На видеокамерах это не заметить. Поэтому отмена делается в присутствии менеджера
Мне кажется у ситуации может быть много объснений))продавцы все-таки такие хитрые)
Ого, да вам нужно детективы писать, Сергей :)
Вот, что я надумала по поводу этого вопроса:
1) При системе возврата товара, описанной в задаче, совершение сделки(отмена покупки) может быть связано для покупателя с некоторыми трансакционными издержками. Такими как потеря ценного времени, которое он мог бы инвестировать в человеческий капитал(учиться, приобретать новые навыки, повышать квалификацию), или же недополученная заработная плата за то время, пока он отменял покупку, а не работал. В общем, альтернативные издержки времени, которое он потратит на отмену покупки, есть и могут быть достаточно велики. Следовательно, покупатель, возможно, предпочтет не возвращать товар, тратя на это время.
2) Отмена покупки без помощи менеджера связана с большими рисками, ведущими к потере магазином части выручки. Почему это так, Сергей Волчематьев уже описал.
3) Очевидно, что в большинстве случаев объем продаж тем выше, чем больше времени посетитель проводит в магазине. Следовательно, описанная в условии система возврата может помочь супермаркету увеличить выручку при тех же издержках, так как потребитель за то время, пока он совершает отмену покупки товара, может изъявить желание купить какой-либо товар в дополнение к уже выбранным.
А может так еще: Просто если делается отмена (покупатель передумывает), то он понимает, что этот товар ему не понадобится\он лишний. Я думаю такой покупатель будет не один, и менеджер может наблюдать за тем, какие товары все меньше и меньше нравятся покупателям. Он может сократить закупки этого товара, и тем самым уберечь магазин от пустой траты денег (например закончится срок годности у товара, который сдавали и никто не хотел брать). Продавцу, как я думаю, впринципе все равно какой товар сдают, но менеджер может уловить изменения предпочтений покупателей
Жень, я работала кассиром этим летом.) Если говорить только о практике, то помню,что менеджер не пытался уловить изменений предпочтений, так как в его обязанности входит лишь отмена товара. И потом, в случае изменения предпочтений потребителей, товар просто будет лежать на полках.
Ведь как принимаются решения о сокращении закупок товаров? По объему продаж. То есть,в конце рабочего дня/недели/ или в конце месяца( зависит от рода продаваемой продукции) сравнивают то, сколько закупили, с тем, сколько осталось на полках. Делают выводы.
Я, конечно, могу ошибаться. Но,по крайней мере,у меня было так.)
Согласен:) хм, тогда есть ли еще выгода от работы менеджера? а ты не можешь подсказать, что вообще входит в обязанности менеджера?
оффтоп: В США наоборот, ксатати, очень быстро делают возврат или обмен купленной вещи (касательно супермаркетов одежды и техники), таким образом они снижают транзакционные потери покупателя, и в следующий раз он снова пойдёт в магазин этой сети.
Сергей, так происходит,возможно, потому, что супермаркетов в данной местности может быть достаточно много для того, чтобы потребитель выбирал тот,который ему нравится. Следовательно, с целью повышения количества посетителей каждый магазин стремится обеспечить лучшие условия покупки товаров.
Жень, на самом деле, сложно ответить парой слов. Коротко говоря, все, что не входит в обязанности продавца :)
Ну да проехать часок до другого магазина не представляет проблемы
да я думаю там наказания строже за невыполнение своих обязанностей, тем более кражу (для продавца), может еще и потому что рынок труда насыщен достаточно)
Кстати, а не повлияет ли отказ потребителя от покупки на людей, стоящих в очереди. Т. е. не заставит ли он их поменять свое мнение о качестве возвращаемого товара? (хотя скорее эта гипотеза уменьшает прибыль)
Или, например, может случиться так, что тем, кто збежал купить что-нибудь незначительное, не захочется ждать в очереди и они вообще уйдут из магазина.
Этот фактор, конечно, присутствует. Но мне кажется, он как и мой, незначителен, потому что что бы купить что-то незначительное, людям проще в ларек сходить, чем идти в супермаркет, заведомо зная, что придется отстоять немалую очередь
Отмену делают обычно в случае, когда денег не хватает
В принципе, отказ может и положительно повлиять на людей в очереди - они пойдут искать другую кассу, попутно взяв что-нибудь еще :)
Если предельный доход труда менеджера в денежном выражении от основной его работы меньше, чем предельный доход, который фирма может получить в случае, если покупатель предпочтет не ждать менеджера, а взять товар, то фирма максимизирует прибыль, посылая менеджера на отмену товара. Пенсионеры уж точно подождут, еще и кассира замучают))
Вы наверное ошиблись, и хотели сказать, что предельный доход труда менеджера в денежном выражении должен быть больше, чем деньги, полученные за товар, в случае "торопливости" покупателя. В этом случае фирма максимизирует прибыль, посылая менеджера забирать товар. Однако, мне кажется это не является его основной работой.
Нет, именно меньше )) То есть если менеджер приносит больше денег, бегая с карточкой - то пусть лучше бегает. Под основным видом видом работы я имел ввиду как раз не отмену покупок, а какую-нибудь управленческую деятельность)) Про то, что менеджер эффективнее в отмене покупок являлось только предположением, но на самом деле ( особенно если менеджер толковый )это конечно не так
Владислав, не могли бы Вы разъяснить полностью Ваш первый комментарий, вот совсем непонятно, что Вы имели ввиду.
Основной вид работы менеджера - управление, организация, контроль, развитие бизнеса и так далее. Бегать с карточкой и отменять покупки - не совсем его работа, как мне кажется. То есть мы теряем человеко-часы менеджера на беготню и отмену покупок.
Далее я предположил, что менеджер этот не очень эффективный и выгоднее его использовать, как человека, который будет ходить с карточкой и отменять покупки. Еще предположение: существует вероятность того, что эта отмена покупок еще и приносит доход. Предельный доход от осн. работы < Предельный доход от отмены покупок => прибыль максимизируется при отмене покупок.
Пример: Пусть менеджер в супермаркете N,занимаясь основным видом деятельности, приносит доход фирме равный = 500 руб/час. Ходя с карточкой и отменяя покупки, предельный доход = 600 руб/час. Следовательно, менеджеру лучше отменять покупки.
Это при условии, что доход от торопливости покупателей меньше 100. Потому что если он больше, то фирма будет получать во первый: доход от осн работы, во вторых доход от отмены покупок (500+>100 >600 т е фирме выгодно не посылать его на отмену)
Даже можно по другому сформулировать: Фирма будет посылать работника на отмену покупок, если разница доходов от продукта в денженом выражении от беготни и дохода от торопливости покупателей будет превышать его продукт в денежном выражении от основной работы
.
Простите, я не знаю что точка значит:)
Точка значит, что Владислав написал свой комментарий, а потом передумал и решил удалить его текст.
Спасибо)
Просто судя по Вашему комментарию, я понял, что предельный продукт труда в денежном выражении от основной работы должен быть меньше чем деньги (ну если точнее, то прибыль), которые получит фирма в случае "торопливости" покупателя. Но в этом случае следует подключить еще один фактор - его предельный продукт труда в денежном выражении от этой беготни. Если от беготни будет продукт(опустим слова "в денежном выражении" для ускорения:) больше, чем от основной работы, то его основной работой может стать беготня, ОДНАКО этот продукт должен быть БОЛЬШЕ, чем доход, получаемый фирмой в случае торопливости покупателя. В ином случае фирме вообще не выгодно посылать его, и как бы ни соотносились продукты от беготни и от основной работы, если продукт от беготни меньше дохода фирмы, в случае торопливости покупателя, то фирме не стоит посылать работника бегать!. Я вот как то так понимаю.
Продуктом беготни и является покупка товара покупателями. Сама по себе беготня ничего не приносит, она лишь заставляет покупателя быстрее взять товар и не ждать менеджера, который очень неторопливо бегает)
Понял)
Ребят а остальной вариант кто-то решал еще? Какие у вас ответы в 3 и 4 задачах получились?
скажите пожалуйста ответы к первой и второй задачам из демонстр.версии за 11класс
Если вы про задачи 1-го типа, то вот первая, а вот вторая. Скорее всего, это и есть правильные ответы.
Мои версии изначально были такими же, какие изложены выше. Но их в принципе можно опровергнуть:
1) Менеджер сейчас приходит быстро. если человек захотел отменить покупку чего-то дорогостоящего, то он и 10 минут подождёт. А если он захотел отменить покупку жвачки и, узнав о том, что ему надо ждать менеджера, решил всё-таки её купить, то в масштабах супермаркета эта пару раз за день не отменённая жвачка относительно прибыли ничего не изменит.
2) Вариант с мошенничеством кассира тоже можно опровергнуть, так как все отменённые товары кассир складывает рядом(например, в корзину), и тот же менеджер потом приходит и проверяет, чтобы сумма отменённых товаров совпала с суммой товаров, лежащих в корзине. Если чего-то не хватает, то кассир это должен из собственного кармана компенсировать.
Таким образом, меня этот "анализ ситуации" ставит в тупик. Готова идти непосредственно в супермаркеты и узнавать у менеджеров))))
Правильный ответ — ваша вторая версия.

Отмененные покупки можно возвращать в торговый зал — зачем им лежать на кассе целый день (тем более, например, если это мороженое). А пересчитывать товары и складывать (на калькуляторе?) их стоимости точно отнимет у менеджера не больше усилий, чем просто подтверждать каждую отмену, один раз проведя карту. К тому же, если магазин работает с 9 утра до 11 вечера, то кассир может поменяться (а то и несколько раз) — менеджер должен пересчитывать покупки после каждой смены?

Да, пожалуй, других вариантов, кроме как мошенничество кассира, нет) Спасибо за разъяснения)
Я не поленилась и походила по супермаркетам, мне сказали, что все чаще и чаще карточка вообще у старшего кассира.