В супермаркетах принята такая практика: если покупатель захотел отменить покупку только что пробитого кассиром товара, то кассир не может сделать отмену самостоятельно, а должен звать менеджера, который подойдёт, вставит в кассу свой ключ (проведёт своей электронной картой), и лишь тогда касса зафиксирует отмену. Объясните, как такая система помогает супермаркету максимизировать прибыль.
Полностью демоверсия опубликована здесь.
Комментарии
мне пока только пришло в голову, что пока покупатель ждет отмены, он ходит по супермаркету или ждет у кассы, где всегда стоят прилавки с продуктами. За то время, пока он ждет, он может вспомнить, что что-то забыл купить, ну или соблазниться какой-нибудь вкуснятинкой ;) Ну и в итоге купит больше, чем собирался.
Но я почему-то думаю, что составители хотели бы услышать более экономическое объяснение))
Вот, что я надумала по поводу этого вопроса:
1) При системе возврата товара, описанной в задаче, совершение сделки(отмена покупки) может быть связано для покупателя с некоторыми трансакционными издержками. Такими как потеря ценного времени, которое он мог бы инвестировать в человеческий капитал(учиться, приобретать новые навыки, повышать квалификацию), или же недополученная заработная плата за то время, пока он отменял покупку, а не работал. В общем, альтернативные издержки времени, которое он потратит на отмену покупки, есть и могут быть достаточно велики. Следовательно, покупатель, возможно, предпочтет не возвращать товар, тратя на это время.
2) Отмена покупки без помощи менеджера связана с большими рисками, ведущими к потере магазином части выручки. Почему это так, Сергей Волчематьев уже описал.
3) Очевидно, что в большинстве случаев объем продаж тем выше, чем больше времени посетитель проводит в магазине. Следовательно, описанная в условии система возврата может помочь супермаркету увеличить выручку при тех же издержках, так как потребитель за то время, пока он совершает отмену покупки товара, может изъявить желание купить какой-либо товар в дополнение к уже выбранным.
Ведь как принимаются решения о сокращении закупок товаров? По объему продаж. То есть,в конце рабочего дня/недели/ или в конце месяца( зависит от рода продаваемой продукции) сравнивают то, сколько закупили, с тем, сколько осталось на полках. Делают выводы.
Я, конечно, могу ошибаться. Но,по крайней мере,у меня было так.)
Жень, на самом деле, сложно ответить парой слов. Коротко говоря, все, что не входит в обязанности продавца :)
Далее я предположил, что менеджер этот не очень эффективный и выгоднее его использовать, как человека, который будет ходить с карточкой и отменять покупки. Еще предположение: существует вероятность того, что эта отмена покупок еще и приносит доход. Предельный доход от осн. работы < Предельный доход от отмены покупок => прибыль максимизируется при отмене покупок.
Пример: Пусть менеджер в супермаркете N,занимаясь основным видом деятельности, приносит доход фирме равный = 500 руб/час. Ходя с карточкой и отменяя покупки, предельный доход = 600 руб/час. Следовательно, менеджеру лучше отменять покупки.
1) Менеджер сейчас приходит быстро. если человек захотел отменить покупку чего-то дорогостоящего, то он и 10 минут подождёт. А если он захотел отменить покупку жвачки и, узнав о том, что ему надо ждать менеджера, решил всё-таки её купить, то в масштабах супермаркета эта пару раз за день не отменённая жвачка относительно прибыли ничего не изменит.
2) Вариант с мошенничеством кассира тоже можно опровергнуть, так как все отменённые товары кассир складывает рядом(например, в корзину), и тот же менеджер потом приходит и проверяет, чтобы сумма отменённых товаров совпала с суммой товаров, лежащих в корзине. Если чего-то не хватает, то кассир это должен из собственного кармана компенсировать.
Таким образом, меня этот "анализ ситуации" ставит в тупик. Готова идти непосредственно в супермаркеты и узнавать у менеджеров))))
Отмененные покупки можно возвращать в торговый зал — зачем им лежать на кассе целый день (тем более, например, если это мороженое). А пересчитывать товары и складывать (на калькуляторе?) их стоимости точно отнимет у менеджера не больше усилий, чем просто подтверждать каждую отмену, один раз проведя карту. К тому же, если магазин работает с 9 утра до 11 вечера, то кассир может поменяться (а то и несколько раз) — менеджер должен пересчитывать покупки после каждой смены?