В стране С происходит промышленный переворот, поэтому ей срочно требуются железные дороги для лучшей мобильности факторов производства. Для этого государством была создана компания РШТ, которая будет единственной фирмой на рынке. Перед началом своей деятельности нужно построить железные дороги. Фирма выбирает, какое целое количество n дорог будет наиболее оптимально для нее. Постройка и обслуживание одной дороги обходятся в 1225 рубллионов в год.
Спрос на поездку на поезде задается функцией Pd=1000-Q(n^2-8n+32)/8
Предельные издержки фирмы на организацию одной поездки постоянны и равны 20
а)Начертите график средних и предельных издержек фирмы. Какой характер имеет отдача от масштаба?
Сколько дорог нужно построить максимизирующей прибыль фирме РШТ? Сколько поездок будет совершено за год? По какой цене?
Б) Новый правитель страны С услышал, что многим жителям не хватает денег на билет на поезд, поэтому, чтобы народ его любил, распорядился в 2 раза увеличить равновесное количество поездок за год с помощью потолка цен, а все убытки РШТ покрыть государственной аккордной субсидией.
Какая установилась цена? Какой объем субсидии получила РШТ?
в) Как вы могли заметить, в прошлом пункте равновесие было похоже на рынок совершенной конкуренции. Чтобы еще сильнее полюбиться публике, новый правитель провозгласил новый девиз: «За конкуренцией - будущее, за гос.поддержкой - смерть!» РТШ была уничтожена, а вместо нее было создано 4 новых фирмы с издержками TC=15q+1225, q>0 (идет прогресс, поэтому издержки снижаются). Они конкурируют по Курно. Дороги РТШ перешли во владение к этим фирмам.
Каким будет новое равновесие на рынке?
г) Увидев результаты своей политики, правитель запаниковал и вернул потолок цен на прежний уровень, но распоряжение о возвращении субсидий не дал.
Что произойдет на рынке?
д) Деятельность фирмы РТШ в пункте б) является примером естественной монополии. В США рынок ж/д является конкурентным, фирмы получают прибыль, а уровень гос. вмешательства минимален, в то время как в России РЖД, являющаяся естественной монополией, запрашивает у государства огромные суммы (в 2021 из ФНБ было запрошено 6,47 трлн. рублей, 46% всего его объема), чтобы покрыть убытки.
Почему ситуации на рынках железных дорог США и России так отличаются? Почему Россия не переходит к конкуренции на рынке ж/д, если это прекрасно работает в США?