После совершения сделки объём производства (в рублях) стал равен: $425 \cdot 5x$ (5 баллов)
Поскольку количество персонала сократилось на $20\%$ составим индекс прироста (убытка) производительности труда: $\frac{425 \cdot 5}{0,8 \cdot (400 \cdot 4 + 100)} = 1,5625$ (5 баллов)
а) Цену, по которой фирма «Рассвет» реализовала свои изделия в 2020 г. (исходя из
предпосылки, что цена на протяжении года не менялась).
б) Маржу на единицу изделия.
в) Точку безубыточности (критическую точку) для фирмы «Рассвет» в натуральном выражении.
г) Директор фирмы «Рассвет» решил в $2021$ г. изменить технологию производства керамической посуды. При использовании технологии первого типа переменные затраты на единицу продукции увеличатся на $20\%$, однако общие постоянные издержки снизятся на $10\%$. При использовании технологии второго типа переменные затраты на единицу продукции сократятся на $25\%$, а общие постоянные затраты увеличатся на $10\%$. Определите, какую технологию будет выгоднее использовать фирме (технологию первого типа, технологию второго типа, исходную технологию $2020$ г.), если объем производства ожидается на уровне $2020$ г.
д) Директор фирмы «Рассвет» в $2021$ г. планирует открыть рядом с мастерской учебный класс для обучения желающих гончарному делу. Сумма необходимых первоначальных затрат (на аренду соседних помещений на год, покупку материалов, оборудования и т.д.), по его мнению, составит $500 000$ руб.; помимо этой суммы также необходимо будет нанять двух сотрудников (заработная плата каждого за год составит $420 000$ руб.). Прочие затраты отсутствуют. По итогам первого года работы учебного класса директор планирует получить выручку в $1 500 000$ руб. Банковский процент по депозитам равен $40\%$ годовых (способ начисления – простой процент). Найдите величину бухгалтерской и экономической прибыли (без учета налога на прибыль). Стоит ли директору открывать учебный класс? Изменится ли данное решение, если директор наймет лишь одного сотрудника?
б) Маржа на единицу продукции $=$ цена $–$ переменные затраты на единицу изделия
Маржа $= 2225 - 0,4 \cdot 2225 = 2225 - 890=1335$ руб.
Маржа на единицу продукции составила $1 335$ руб.
в) Точка безубыточности (критическая точки) для фирмы в натуральном выражении представляет собой тот объем продукции, при котором прибыль равна финансовому результату и равна нулю, т.е. доход от реализации продукции полностью перекрывает все издержки на её производство.
$\text{ФР} = V \cdot P - (FC + V \cdot VC)$
$0 = V \cdot 2225 - 3 350 000 - V \cdot 890$
$1335 \cdot V = 3 350 000$
$V = 2509$ ед.
Точка безубыточности составляет $2 509$ ед. изделий.
г) Определить наиболее выгодную технологию можно исходя из полученного финансового результата, а также зоны безопасности (безубыточности предприятия).
$\text{ФР} = V \cdot P - FC - V \cdot VC$
$\text{ЗБ} = V_{\text{факт}} - V_{\text{в точке безубыточности}}$, ед.
Технология первого типа: $\text{ФР} = 10 000 \cdot (2225 - 1068) - 3 015 000 = 8 555 000$
$V_{\text{в точке безубыточности}} = 2605,88$ ед.
$\text{ЗБ} = 10 000 - 2605,88 = 7394,12$ ед. (можно снизить объем на $7394,12$ ед. и не получить убыток)
Технология второго типа: $\text{ФР} = 10 000 \cdot (2225 - 667,5) - 3 685 000 = 11 890 000$
$V_{\text{в точке безубыточности}} = 2365,97$ ед.
$\text{ЗБ} = 10 000 - 2365,97 = 7634,03$ ед.
Исходная технология 2020 года: $\text{ФР} = 10 000 \cdot (2225 - 890) - 3 350 000 = 10 000 000$
$V_{\text{в точке безубыточности}} = 2509,36$ ед.
$\text{ЗБ} = 10 000 - 2509,36 = 7490,64$ ед.
Выгоднее фирме использовать технологию второго типа, т.к. она принесет фирме больший фин. результат ($11 890 000$ руб.), при том, что значение зоны безопасности у фирмы при ее использовании будет также больше.
д) Явные (бухг.) издержки $= 500 000 + 2 \cdot 420 000 = 1 340 000$ руб.
Неявные издержки $= 500 000 \cdot 0,4 = 200 000$ руб.
Экономические издержки $=$ Явные издержки $+$ Неявные издержки $= 1 340 000 + 200 000 = 1 540 000$ руб.
Бухгалтерская прибыль $=$ Выручка $-$ Бухгалтерские издержки $= 1 500 000 - 1 340 000 = 160 000$ руб.
Экономическая прибыль $=$ Бухгалтерская прибыль $-$ Неявные издержки $= 160 000 - 200 000 = -40 000$
ИЛИ
Экономическая прибыль $=$ Выручка $-$ Экономические издержки $= 1500 000 - 1540 000 = -40 000$ руб.
Поскольку величина экономических издержек отрицательна, то директору открывать учебный класс не стоит. Выгоднее денежные средства в размере $500 000$ руб. положить на депозитный счет под $40\%$ годовых. Если будет нанят на работу только один сотрудник:
Явные (бухгалтерские) издержки $= 500 000 + 420 000 = 920 000$ руб.
Неявные издержки $= 500 000 \cdot 0,4 = 200 000$ руб.
Экономические издержки $=$ Явные издержки $+$ Неявные издержки $= 920 000 + 200 000 = 1 120 000$ руб.
Бухгалтерская прибыль $=$ Выручка $-$ Бухгалтерские издержки = $1500 000 - 920 000 = 580 000$ руб.
Экономическая прибыль $=$ Бухгалтерская прибыль $-$ Неявные издержки $= 580 000 - 200 000 = 380 000$ руб.
ИЛИ
Экономическая прибыль $=$ Выручка $-$ Экономические издержки $= 1 500 000 - 1120 000 = 380 000$ руб.
Да, решение изменится. Открыть класс выгодно, если будет нанят только один сотрудник.
О недовольстве жителей Кархолда узнал король Севера и обратился к своим советникам за помощью в разрешении сложившейся ситуации. Так уж получилось, что именно на вас легла вся ответственность… Проанализируйте предложенную ситуацию и выполните следующие задания:
а) Предложите три (3) направления государственного регулирования монопсонии на рынке труда в городе Кархолде, которые бы могли помочь улучшить уровень и качество жизни местного населения (будут учитываться только первые три из приведенных направлений). Для этого используйте известные вам знания об экономике.
б) Предложите два (2) непротиворечащих закону варианта по преодолению возникшего дефицита кадров на предприятии «Наследие Мормонтов» без сокращения выработки, которыми бы мог воспользоваться его генеральный директор в условиях монопсонии на рынке труда (будут учитываться только первые два приведенные варианта).
б) Правильными ответами для второго вопроса будут считаться такие, в основе которых будут заложены следующие тезисы:
$-$ привлечение рабочей силы из числа мигрантов (без упоминания мигрантов ответ не засчитывается, поскольку в сложившихся условиях безработных в самом городе крайне мало);
$-$ модернизация материально-технической базы предприятия;
$-$ повышение производительности труда путем развития системы стимулирования работников;
$-$ реализация инфраструктурных проектов / благотворительность / формирование благоприятного имиджа компании и другие меры, направленные на повышение привлекательности города и т.д. (8 баллов, за каждый развернутый тезис по 4 балла)
Проанализируйте ситуацию и ответьте на вопросы:
а) В какую ситуацию попали богатыри? Назовите признаки, по которым вы это поняли (до $6$ признаков).
б) Следует ли богатырям принимать участие в церемонии и получать награды?
в) Что могут сделать богатыри, чтобы убедиться в правильности своего решения?
б) Богатырям категорически не следует реагировать на предложение, представленное в письме, т.е. не следует принимать участие в церемонии и получать награды. (3 балла)
в) Чтобы убедиться в правильности своего решения богатыри могут:
$–$ найти телефон или адрес Царского секретариата, позвонить или написать туда и уточнить, действительно ли была такая рассылка и присуждены такие награды;
$–$ найти телефон или адрес Казначейства царя, позвонить или написать туда и уточнить соответствие их реквизитов приложенному к письму счету;
$–$ расспросить соседей $–$ был ли среди них тот, кто получил письмо, но при этом никогда не участвовал в войнах. (9 баллов)
Изучите представленную информацию и ответьте в развернутой форме на следующие вопросы:
а) Действие какого эффекта описано в качественной ситуации? Какова его основная суть?
б) На какую группу товар распространяется действие данного эффекта? Приведите три примера таких товаров.
в) Укажите другие причины возникновения данного эффекта. Когда, на Ваш взгляд, производство и потребление хлеба будет снижаться?
б) Обычно этот эффект распространяется на продовольствие и предметы первой необходимости. Это может быть:
$-$хлеб, мука, макаронные изделия;
$-$картофель;
$-$рис, гречка, чечевица;
$-$чай и другие (2 балла за название группы товаров, по 1 баллу за каждый пример, но не более 3 баллов)
в) Причины, вызывающие эффект Гиффена:
$-$ухудшение состояния экономики;
$-$институциональные изменения;
$-$военное положение;
$-$нетипичное поведение одного члена или группы общества;
$-$природные катаклизмы;
$-$плохой урожай и пр.
Производство и потребление хлеба будет снижаться как только экономическая ситуация в стране заметно улучшится (по 1 баллу за каждую указанную причину, но не более 4 баллов).