Как известно, в каждой точке кривой предложения $P=MC$ , поэтому функция предельных издержек каждой фирмы имела вид $MC=50q+40$ , и значит, функция переменных издержек имела вид $VC=25q^2+40q$ .
С введением налога функция переменных издержек приняла вид $VC=25q^2+40q+10q\cdot q=35q^2+40q$ .
Значит, $MC_{new}=70q+40=P$ , откуда $q_s=\frac{P-40}{70}$ .
Новая функция рыночного предложения стала иметь вид
$$Q_s^{new}=100q_s=\frac{10P}{7}-\frac{400}{7}$$ .
$$Q_d=Q_s^{new} \rightarrow 550-P=10P/7-400/7 \rightarrow P=250, \ Q=300$$
Следовательно, выпускаемое количество «вредного» товара снизилось на 40 единиц.
Каждая фирма выпустила 3 единицы продукции и заплатила $10\cdot 3 \cdot 3=90$ в бюджет. Общая сумма сборов составила $90\cdot 100=9000$ .
(а) номинальную ставку процента $(i)$, по которой был выдан кредит, если известно, что в 2008 г. покупательная способность денег выросла на 25 %;
(б) реальную процентную ставку $(r)$, которую фактически получил данный банк, если при возвращении кредита стало ясно, что деньги за год потеряли пятую часть своей покупательной способности.
Если же фирма захочет произвести некое $Q>0$ , то ей придется начать нанимать работников. $Q=\sqrt{KL}-10$ , и значит, требуемое значение $L$ равно $\frac{(Q+10)^2}{K}$ . Таким образом, при $Q>0$ переменные издержки фирмы составят $wL=1\cdot \frac{(Q+10)^2}{K}$ . В итоге получаем, что функция переменных издержек фирмы имеет вид
$$VC(Q)\left\{\begin{matrix}
\frac{(Q+10)^2}{K}, && если \ Q>0\\
0, && если \ Q=0
\end{matrix}\right.$$
Соответственно, функция средних переменных издержек фирмы имеет вид
$$AVC(Q)=\frac{1}{K}\left( Q+\frac{100}{Q}+20 \right )$$
Минимум этой функции достигается в точке, где $AVC’(Q)=0$ , то есть если $\frac{1}{K}\left ( 1-\frac{100}{Q^2}\right ) =0$ , откуда $Q=10$ . Сам минимум $AVC$ равен $AVC(10)=\frac{40}{K}$ .
С другой стороны, по условию этот минимум равен 8 (так как $\min AVC$ — не что иное как минимальная рыночная цена, при которой фирма продолжит производство в краткосрочном периоде). Значит, $\frac{40}{K}=8$ , откуда $K=5$ .
(а) Допустим, белые экономические агенты обращают свои расходы исключительно в доходы белых, а черные — исключительно в доходы черных. Найдите величину мультипликатора государственных закупок.
(б) Допустим, белые экономические агенты обращают свои расходы исключительно в доходы черных, а черные — исключительно в доходы белых. Найдите величину мультипликатора государственных закупок в этом случае.
(в) В каком из двух рассмотренных случаев значение мультипликатора государственных закупок больше? Зависит ли ваш ответ от конкретных значений предельных норм потребления двух групп?
(б) Здесь все интереснее — две области экономики становятся взаимосвязанными. Половинке единицы госзакупок, которая пошла к белым, будет суждено «прыгать» от белых к черным и обратно, и в итоге она превратится в прирост выпуска, равный
$0,5(1 + x + xy + {x^2}y + {x^2}{y^2} + {x^3}{y^2} + \ldots) =\\= 0,5(1 + x + xy(1 + x) + {x^2}{y^2}(1 + x) + \ldots) =\\=0,5(1 + x)(1 + xy + {x^2}{y^2} + \ldots) = \frac{{0,5(1 + x)}}{{1 - xy}}.$
Аналогично, половинка, которая пошла к черным, превратится в $\frac{0{,}5(1 + y)}{1 - xy}$.
Значит, необычный мультипликатор будет равен $mullt_G = \frac{{0,5(1 + x)}}{{1 - xy}} + \frac{{0,5(1 + y)}}{{1 - xy}} = \frac{{2 + x + y}}{{2(1 - xy)}}.$
(в) Нам нужно сравнить величины $\frac{1}{2(1-x)}+\frac{1}{2(1-y)}$ vs. $\frac{{2 + x + y}}{{2(1 - xy)}}$, если $x$ и $y$ — положительные числа, меньшие единицы.
Удивительно, но между этими величинами неравенство всегда выполнено в одну и ту же сторону, независимо от конкретных значений норм потребления.
После домножения обеих сравниваемых величин на знаменатели и раскрытия скобок большинство слагаемых взаимно уничтожаются, и остается симпатичное сравнение
${x^2} + {y^2}$ vs. $2xy$
${(x - y)^2} \ge 0$
Таким образом, левая часть всегда не меньше правой, а значит в пункте (а) мультипликатор госзакупок всегда будет не меньше, чем в пункте (б). Равенство же достигается, как видим, только при $(x-y)^2=0$, то есть при $x=y$, что понятно — если нормы потребления одинаковы, то с точки зрения процесса мультипликации две группы идентичны, и поэтому в пунктах (а) и (б) результаты должны быть одинаковы.
(а) Сколько бутербродов потребляли жители Залесья, когда страна жила изолированно?
(б) На сколько больше бутербродов они смогли съедать после того, как началась торговля?
(в) Маслоделы Залесья обратились с петицией к правительству с просьбой установить пошлину на ввоз импортного масла в размере 2 кг хлеба за 1 кг ввезенного масла с целью способствования развитию маслодельной промышленности страны. Как повлияет реализация этой идеи на число доступных залесцам бутербродов? (Считаем, что хлеб, поступивший в казну в качестве доходов от пошлины, для производства бутербродов не используется).
$105 - \frac{{x\left( {x + 1} \right)}}{2} = 5x$
$x^2+11x-210.$
Единственный положительный корень легко угадать: $x = 10$. Этот корень целый, и поэтому наш луч действительно пересечет КПВ в точке излома. Значит, Залесье произведет 10 кг масла и 50 кг хлеба, чего достаточно для изготовления $10/0{,}01 = 1000$ бутербродов.
(б) В случае открытия торговли масло будет выгодно производить до тех пор, пока альтернативные издержки не больше мировой цены. В данном случае выгодно производить лишь 5 кг масла. При этом может быть произведено $\frac{{14 \cdot 15}}{2} - \frac{{5\left( {5 + 1} \right)}}{2} = 90$ кг хлеба. Часть хлеба нужно обменять на масло, чтобы достигнуть отношения запаса хлеба к маслу 50:10. Пусть $y$ — количество масла, которое импортирует Залесье. Выпишем отношение запаса хлеба к запасу масла с учетом торговли и приравняем к 5: $\frac{90-5y}{5+y}=5$. Отсюда $y = 6,5$. В результате импорта 6,5 кг масла в распоряжении залесцев окажутся $5+6{,}5 = 11{,}5$ кг масла и $90-6{,}5\cdot5 = 57{,}5$ кг хлеба. Этого достаточно для производства $11{,}5/0{,}01 = 1150$ бутербродов, что на $1150 — 1000 = 150$ бутербродов больше, чем до начала торговли.
(в) Реализация идеи уменьшит число доступных бутербродов. В самом деле, при наличии пошлин внутренняя цена на масло будет на 2 кг хлеба выше мировой, то есть составит 7 кг хлеба за кг масла. В этом случае залесцы найдут выгодным произвести 7 кг масла, а оставшихся ресурсов окажется достаточно для выпуска $\frac{{14 \cdot 15}}{2} - \frac{{7\left( {7 + 1} \right)}}{2} = 77$ кг хлеба. В результате торговли будет куплено $y$ кг масла, где $y$ удовлетворяет уравнению $\frac{77-7y}{7+y}=5$. Отсюда находим, что $y=3{,}5$. Отечественного и импортного масла будет достаточно, чтобы произвести $(7 + 3{,}5)/0{,}01 = 1050$ бутербродов, что на 100 бутербродов меньше, чем до введения пошлины.
Номер завода | Функция затрат |
1 | $TC_1(q_1)=3q_1^2-q_1+1432$ |
2 | $TC_2(q_2)=3q_2^2+q_2+456$ |
3 | $TC_3(q_3)=3q_3^2+3q_3+123$ |
Даже если на каком-то заводе ничего не производится, фирма несет фиксированные издержки, связанные с этим заводом.
Выведите «общую» для фирмы функцию $TC(Q)$, которая показывает минимально возможные издержки фирмы на производство в общей сложности $Q$ единиц продукции в месяц. При этом имейте в виду, что количество даже самых инновационных табуреток может выражаться только целым числом.
$MC_2({q_2}) = TC_2({q_2}) - TC_2({q_2} - 1) = 6{q_2} - 2;$
$MC_3({q_3}) = TC_3({q_3}) - TC_3({q_3} - 1) = 6{q_3}.$
Составим таблицу первых значений функций предельных издержек:
$q$ | 1 | 2 | 3 | 4 | ... | $q$ |
$MC_1$ | 2 | 8 | 14 | 20 | ... | $6q-4$ |
$MC_2$ | 4 | 10 | 16 | 22 | ... | $6q-2$ |
$MC_3$ | 6 | 12 | 18 | 24 | ... | $6q$ |
На каждом из заводов предельные издержки возрастают. Поэтому, минимизируя общие издержки, фирма будет производить каждую следующую табуретку там, где это обходится дешевле, то есть там, где предельные издержки ниже. Так, первую табуретку фирма произведет на первом заводе — это обойдется ей в 2; вторую табуретку фирма произведет на втором заводе (для этого завода она будет первой) — и потратит 4. Третью табуретку фирма произведет на третьем заводе, потратив 6, четвертую — вновь на первом и потратит 8, пятую — на втором, и.т.д. Таким образом, фирма будет «двигаться» по столбцам нашей таблицы сверху вниз, и итоговая шкала предельных издержек будет иметь вид
$Q$ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ... | $Q$ |
$MC$ | 2 | 4 | 6 | 8 | 10 | 12 | 14 | ... | $2Q$ |
Как видим, функция предельных издержек фирмы является, в полном соответствии с названием компании, арифметической прогрессией. Функцию же общих издержек нетрудно найти как сумму этой прогрессии (не забудем прибавить все постоянные издержки, которые, независимо от выпуска, несет фирма на каждом из заводов):
$TC(Q) = (2 + 4 + \ldots + 2Q) + 1432 + 123 + 456 =\\= \frac{{2(1 + Q) \cdot Q}}{2} + 2011 = {Q^2} + Q + 2011.$
Определите величину бухгалтерской прибыли лучшей из альтернатив.
Обозначим наибольшую из бухгалтерских прибылей через $a_1$, вторую по величине бухгалтерскую прибыль через $a_2$, и.т.д. Наименьшую бухгалтерскую прибыль обозначим через $a_{11}$. По первому условию, ${a_1} + {a_2} + \ldots + {a_{11}} = 6$.
Альтернативные издержки реализации лучшей альтернативы равны $a_2$, в то время как альтернативные издержки реализации каждой из оставшихся альтернатив равны $a_1$. Значит, по второму условию, $({a_1} - {a_2}) + ({a_2} - {a_1}) + ({a_3} - {a_1}) + \ldots + ({a_{11}} - {a_1}) = - 25$.
Преобразуя это уравнение, получаем, что $({a_3} + {a_4} + \ldots + {a_{11}}) - 9{a_1} = - 25$.
Но из первого условия следует, что, с другой стороны, ${a_3} + {a_4} + \ldots + {a_{11}} = 6 - {a_1} - {a_2}$.
Значит, $(6 - {a_1} - {a_2}) - 9{a_1} = - 25$.
Теперь осталось учесть то, что $a_1-a_2=2$ (третье условие).
Получаем систему
$$\begin{cases}6-10a_1-a_2=-25;\\ a_1-a_2=2.\end{cases}$$
Решая ее, получаем, что $a_1=3$.
Найдите ответ Васи.
Нам известно, что $X = 15U$ и что $T = 0,7X$. Отсюда находим, что $T = 10,5U$.
Вася рассчитывал не уровень безработицы — уровень безработицы в действительности рассчитывается не как $\frac{T-E}{X}$, а как $\frac{U}{U+E}$. Однако, раз ответ Васи был засчитан как верный, для страны X величины этих дробей по случайности совпали, что дает нам еще одно условие:
$$\frac{{T - E}}{X} = \frac{U}{{U + E}}$$
Преобразуя, получаем квадратное уравнение относительно $E$:
$${E^2} - E(T - U) + U(X - T) = 0$$
Разделим обе части на $U^2$:
$${\left( {\frac{E}{U}} \right)^2} - \frac{E}{U}\left( {\frac{T}{U} - 1} \right) + \left( {\frac{X}{U} - \frac{T}{U}} \right) = 0$$
Обозначив $\frac{E}{U} = e$ и подставив в уравнение известные величины $\frac{X}{U} = 15$, $\frac{T}{U}=10{,}5$, получаем окончательное уравнение:
$$e^2-9{,}5e+4{,}5=0$$
Это уравнение имеет два корня: $e=0{,}5$ и $e=9$.
Если $e=0{,}5$, то $\frac{E}{X}=\frac{1}{30}$, что противоречит условию о том, что в стране работает больше половины населения.
Если $e=9$, то $\frac{E}{X}=\frac{3}{5}$, что согласуется с условием. $\frac{E}{U} = 9$, и значит, уровень безработицы равен 10%.
(а) Каковы были ставки введенных налога и субсидии, если известно, что после их введения фирма увеличила выпуск на 25 % по сравнению с первоначальным?
(б) Покажите, что прибыль фирмы уменьшилась по сравнению с первоначальной ситуацией, несмотря на то, что сумма, полученная фирмой от государства, равна сумме, которую фирма выплатила государству. Объясните, как такое могло получиться.
(в) Один эксперт, комментируя забавную ситуацию, в которую попала фирма, заметил:
«То, что прибыль фирмы уменьшилась, абсолютно неудивительно: ведь какими бы ни были функция спроса на продукцию фирмы и функция ее издержек, прибыль фирмы не могла увеличиться, если в результате вмешательства расходы государства на субсидию и поступления от налога оказались равны».
Прав ли данный эксперт? Если вы считаете, что он прав, докажите его утверждение. Если вы считаете, что эксперт ошибается, приведите примеры функций спроса и издержек, при которых описанное в задаче «сбалансированное» вмешательство государства обернется ростом прибыли фирмы.
Таким образом, функция прибыли фирмы является параболой с ветвями вниз. Фирма выберет объем, соответствующий вершине этой параболы:
${Q^*} = \frac{{(1 - t)120 - 40 + s}}{{2 \cdot 0,5(1 - t)}} = 120 + \frac{{s - 40}}{{1 - t}}$
(тот же самый результат можно было получить, приравнивая предельный доход к предельным издержкам).
Ситуация до введения налога и субсидии соответствовала случаю $t=0$, $s=0$, и значит, первоначальный выпуск фирмы равен $120-40=80$.
По условию, выпуск вырос на 25%, и значит, новый объем равен 100.
Получаем уравнение $120 + \frac{{s - 40}}{{1 - t}} = 100$.
Второе уравнение на $t$ и $s$ получим из условия о равенстве выплат и поступлений:
$tPQ=sQ$, откуда $s = tP = t(120 - 0,5 \cdot 100) = 70t$.
В итоге получаем систему
$\begin{cases}120+\frac{s-40}{1-t}=100;\\s=70t.\end{cases}$
Решая ее, получаем $t=0{,}4=40 \%$, $s=28$ ден. ед. Сумма поступлений от налога (она же сумма выплат по субсидии) равна 2800.
(б) Первоначальная прибыль равна $80 \cdot 80 - 40 \cdot 80 - 500 = 2700$.
Новая прибыль равна $70\cdot 100 - 40 \cdot 100 - 500 - 2800 + 2800 = 2500$.
Таким образом, прибыль фирмы уменьшилась на 200.
Как такое могло получиться?
Дело в том, что отличие новой ситуации от старой состоит не только в том, что фирма выплачивает некую сумму и получает некую сумму. Главное заключается в том, политика государства создает для фирмы стимулы изменить выпуск, а значит, значение прибыли, которую получает фирма еще до фактического осуществления расчетов с бюджетом, также меняется. Потери в 200 единиц возникают именно из-за этого.
(в) Утверждение эксперта верно. Докажем его.
Доказательство:
Решение 1:
Назовем ситуацию до вмешательства государства «старой», а ситуацию после вмешательства — «новой».
Заметим, что даже в старой ситуации фирма всегда может обеспечить себе «новый» уровень прибыли. Для этого ей просто-напросто надо произвести «новый» объем выпуска, а затем, имитировав действия государства, заплатить самой себе ту сумму, которую в новой ситуации она платит государству и получает от него. Или, что то же самое, ей надо произвести «новый» объем выпуска, а затем ничего не делать.
Однако если при этом «новая» прибыль оказалась бы больше, чем «старая», то фирма явно не выбрала бы «старый» объем производства (раз существует вариант лучше). Тем не менее, наша рационально действующая фирма, максимизируя прибыль, выбрала, как мы знаем, именно «старый» объем! Значит, «новая» прибыль не может быть больше, чем «старая».
Решение 2:
Пусть функция прибыли фирмы до вмешательства описывается уравнением $\pi=f(Q)$.
Заметим, что прибыль фирмы после вмешательства просто равна значению $f$ в точке нового объема выпуска (ведь все потоки денег, не учтенные в $f$, взаимно компенсировались).
С другой стороны, прибыль фирмы до вмешательства равна максимальному значению $f$.
Получаем, что «старая» прибыль равна значению $f$ в точке максимума этой функции, а «новая» прибыль — значению $f$ в точке нового выпуска. Значит, новая прибыль заведомо не больше, чем старая.
(а) Объясните такое поведение пингвинов, предполагая, что каждый пингвин ведет себя рационально (анализирует всю доступную ему информацию и принимает решения, которые позволяют ему добиться максимально благоприятного для себя исхода).
(б) Покажите, что описанная ситуация не является эффективной, то есть физически возможны такие альтернативные действия пингвинов, при которых всем пингвинам было бы не хуже, чем при действиях, описанных в условии, и хотя бы одному пингвину было бы лучше.
(в) Объясните, как данный сюжет иллюстрирует проблему предоставления общественных благ.
Пингвин хотел бы как можно быстрее утолить голод, но поблизости может оказаться косатка. Есть она или нет, станет ясно сразу же после того, как спрыгнет первый пингвин, но все предпочитают быть вторыми, т.к. у первого значительно выше риск быть съеденным. Каждый пингвин понимает, что среди его собратьев может оказаться более нетерпеливый (более голодный), чем он, поэтому он не торопится прыгать сразу. Рано или поздно для кого-то из пингвинов наступает момент, когда чувство голода пересиливает ожидаемые выгоды от выжидания, и он прыгает в воду.
(б) Рассмотрим пингвина, который спрыгнул первым. Если бы он спрыгнул первым, но еще раньше, то всем было бы лучше: риск быть съеденным не изменился ни для кого из пингвинов (т.к. не изменилось то, кто из пингвинов первый), зато всем удалось быстрее утолить голод.
(в) Общественное благо — информация о наличии косатки. Издержки по предоставлению этого общественного блага — повышенный риск быть съеденным. Возникает проблема безбилетника: каждый выбирает оптимальный для себя уровень финансирования общественного блага (момент, в который он прыгнет в воду, если никто не прыгнул до этого), не учитывая при этом положительный внешний эффект, который он оказывает на других пингвинов.