Рассмотрим сначала ситуацию, в которой все люди ведут себя рационально. Допустим, что каждый человек может поучаствовать в схеме не более одного раза. Так как по нашему предположению число участников схемы конечно, то в некоторый момент обязательно останутся те, кто на последнем этапе получили письмо, но не могут переслать его другим людям, не являющимся участниками схемы. Такие люди откажутся участвовать в заведомо убыточной для них схеме, так как они должны заплатить отправителю письма, но не могут ничего получить взамен. Далее, участники схемы, которые посылают письма на предпоследнем этапе, также не получат никаких доходов, так как те, кому они послали письма, откажутся участвовать в этом. Но тогда уже участникам предпоследнего этапа не выгодно участвовать в схеме, и так далее. Следуя по данной цепочке рассуждений к самому началу схемы, мы убедимся, что те, кому М. отправил первые письма, откажутся принимать участие в этом начинании. Таким образом, идея предпринимателя М. работать не будет ему никто не заплатит.
Подобные схемы называются пирамидами. На практике большое количество людей оказывается вовлеченными в такие схемы. Это происходит из-за того, что люди не всегда ведут себя рационально. Во-первых, люди, не понимая механизма пирамиды, могут принять ошибочное решение об участии в ней. Во-вторых, даже если люди понимают этот механизм, они надеются оказаться умнее других и заработать за счет других, менее рациональных с их точки зрения участников. Иными словами, они рассчитывают, что не окажутся в числе последних желающих участвовать в пирамиде. А все, кроме самых последних участников пирамиды, действительно зарабатывают!
Отметим важную роль предположения о конечности участников схемы и аналогичного по смыслу предположения о том, что каждый участник может участвовать в схеме не более одного раза. Если «пирамида» растянута во времени, то число ее участников, вообще говоря, может быть неограниченным. Так работают многие государственные пенсионные системы, когда человек на протяжении своей трудовой деятельности отдает некоторую долю своего заработка в распоряжение пенсионного фонда и тем самым финансирует нынешних пенсионеров, а после выхода на пенсию получает пенсию за счет отчислений работающих людей.
Рассмотрим общий случай. Обозначим за $k$ число регионов в России. У исследователя имеются данные о численности занятого населения в каждом регионе $N_i$, $i=1,2,\ldots,k$, а также данные по средним зарплатам в каждом регионе $W_i$, $i=1,2,\ldots,k$. Тогда суммарная зарплата в $i$-м регионе равна $W_i\times N_i$, $i=1,2,\ldots,k$, а суммарная зарплата по всей России равна $W_1\times N_1+W_2\times N_2+\times+W_k\times N_k$. Общее число занятых лиц в России равно $N_1+N_2+\ldots+N_k$. Следовательно, средняя зарплата в России может быть вычислена как
$$
\frac{W_1\times N_1+W_2\times N_2+\ldots+W_k\times N_k}{N_1+N_2+\ldots+N_k}.
$$
а) Не странно ли это? Казалось бы, повышение возраста коснется каждого гражданина, а не только того, кто собирается уйти на пенсию в ближайшее время. Чем Вы можете объяснить этот факт?
б) Эксперты предложили правительству следующую схему повышения на 5 лет возраста выхода на пенсию: правительство сегодня объявляет, что с этого года в течение 10 лет пенсионный возраст будет повышаться на полгода каждый год. Каковы преимущества и недостатки этого способа?
б) Кроме объединения программ в комплекты, у политики ценообразования компании Microsoft есть также следующая особенность. Если Вы хотите установить пакет «Office для дома и учебы» на три компьютера, то покупка обойдется Вам не в три раза дороже, чем если бы Вы покупали программу для одного компьютера, а только в 1,35 раза. Объясните, как такая скидка покупателям, желающим приобрести несколько единиц продукта, позволяет компании Microsoft увеличить свою прибыль по сравнению с назначением единой цены за единицу продукции, не зависящей от объема покупки?
Однако общая сумма, которую готовы заплатить за комплект программ потребители из той или иной группы, вполне может быть примерно одинаковой, и тогда назначение цены пакета в виде этой общей суммы позволит продать товар всем и в то же время заставит всех платить примерно столько, сколько они готовы. Чтобы лучше понять эту логику, рассмотрим следующий пример. Пусть есть два потребителя, каждый из которых предъявляет спрос на две программы: текстовый процессор и редактор презентаций. Суммы, которые каждый из них готов заплатить за программы и за их набор, представлены в таблице:
Потребитель А | Потребитель Б | |
Текстовый процессор | 100 | 70 |
Редактор презентаций | 70 | 100 |
Набор | 170 | 170 |
Если бы производитель назначал цену на каждый продукт в отдельности и максимизировал выручку (Максимизация выручки резонная предпосылка, так как издержки производителей программного обеспечения практически не зависят от количества проданных копий)., то он бы назначил цену 70 на обе программы, оба потребителя бы купили и текстовый процессор, и редактор презентаций, выручка при этом равнялась бы 280 д. е. Если же продавать программы в наборах по цене 170 д. е. за набор, то оба потребителя купят набор и выручка составит 340 д. е.
Кроме того, производитель понимает, что существует несколько групп потребителей, представители которых существенно отличаются платежеспособностью (например, крупные компании готовы заплатить существенно больше, чем студенты, использующие компьютер дома). Чтобы максимизировать доход, производителю было бы выгодно продавать набор программ представителям каждой группы именно за такую сумму, которую каждый из них готов заплатить, но добиться этого непросто: крупные компании стали бы отправлять за покупками студентов, если бы для тех была существенная скидка. Решение заключается в осознании того, что представителям разных групп нужны разные наборы программ: например, если кто-то предъявляет спрос на средство управления базами данных или менеджер проектов, то он, скорее всего, делает покупку для компании. Поэтому можно продавать несколько видов наборов, каждый для своей группы потребителей. Например, набор для домашнего использования может включать только основные программы и стоить дешевле, тогда как пакет, состоящий в том числе из профессиональных программ существенно дороже. Домашние пользователи не будут покупать профессиональный пакет, так как он для них очень дорог и включает не очень нужные программы, а крупные компании не будут покупать домашний пакет, так как в нем нет необходимых для них программ. Таким образом, потребители из более платежеспособной группы будут платить больше, чем потребители из менее платежеспособной группы.
Заметим также, что продажа офисных программ в наборах может быть дешевле отдельной продажи: не нужно записывать несколько дисков (если программы продаются на дисках), упаковывать их в несколько коробок и т. п. К тому же, покупатели и без объединения в наборы покупали бы несколько программ одного производителя: они лучше совместимы между собой.
n Обычно люди ценят последующие единицы продукта меньше, чем первую. В частности, потребители готовы заплатить б'ольшую сумму за то, чтобы офисные приложения были установлены хотя бы на одном из их домашних компьютеров (на том, где они необходимы больше всего), чем за то, чтобы они появились еще и на ноутбуке восьмилетней дочки. Продажа товаров наборами позволяет делать так, чтобы за покупку следующих единиц потребители платили меньше, чем за первую: в описанном в задаче примере вторая и третья копия программного пакета стоят (вместе!) всего лишь 35 % стоимости первой. Таким образом достигается та же цель, что и в пункте а): те единицы товара, которые ценятся потребителями меньше, продаются дешевле.
Отметим, что обмен двух талонов на колу на два талона на жвачку также может быть взаимовыгодным при некоторых предпочтениях ребят. Действительно, если предпочтения ребят устроены так, что для Кости две жвачки лучше, чем две колы, а для Жени наоборот, то оба мальчика выиграют, если поменяются всеми талонами.
б) Допустим, мальчики решили организовать взаимовыгодный обмен. Пусть сначала Женя отдает свой талон на жвачку Косте, а потом Костя решает, отдавать ли свой талон на колу Жене. В этом случае Косте не выгодно отдавать Жене свой талон на колу, так как для Кости одна жвачка и две колы что лучше, чем одна жвачка и одна кола. Женя не может потребовать свой талон обратно, поэтому он изначально не согласится на такую процедуру обмена. А Костя изначально согласен на последовательный обмен, но после того, как он получит талон на жвачку от Жени, он нарушит свое обещание и не отдаст Жене свой талон на колу. Обмен не состоится.
в) Отличие этой ситуации от предыдущего пункта в том, что возможность повторного взаимовыгодного обмена ограничивает стимулы Кости сжульничать. Если Костя обманет Женю уже в первый день, то Женя может не согласиться совершать взаимовыгодные обмены в будущем, что невыгодно для Кости. В первый день Костя готов отдать свой талон на колу, чтобы взаимовыгодный обмен состоялся и чтобы Женя был готов совершить обмен на следующий день. Иными словами, Костя готов создать репутацию ради дальнейшей пользы. Однако в самый последний день недели (года), Косте не нужно будет поддерживать свою репутацию и, если Женя согласится на обмен, то Костя не отдаст ему свой талон на колу. Зная это, Женя не согласится на обмен в последний день недели (года), то есть обмен в последний день не состоится. Теперь предпоследний день недели (года), в течение которой (которого) мальчики договорились меняться, станет последним. Однако, следуя той же логике, Костя не отдаст Жене свой талон, если Женя согласится на обмен. Предвидя это, Женя на обмен не согласится, и в предпоследний день недели (года) обмен также не состоится, и так далее. Таким образом, обмен не состоится и в самый первый день, Женя на такую процедуру не согласен.
Последовательные стратегические взаимодействия нескольких лиц удобно анализировать «с конца», как это было сделано в этой задаче, а также в задаче 1. Это называется методом обратной индукции.
б) Назовем точку, которую не побеждает никакая другая точка, непобедимой. Докажем, что (i) точка пересечения диагоналей является непобедимой; (ii) никакая другая точка непобедимой не является.
(i) Проведем через точку пересечения диагоналей прямые, перпендикулярные им. Эти прямые разобьют плоскость на 4 области, обозначенные за I, II, III, IV. Допустим, на голосование против точки $O$ выносится точка $X$. Окружность с центром в вершине четырехугольника, проходящая через точку O, будет касаться одного из перпендикуляров. Поэтому если точка $X$ принадлежит области I, то за $O$ (и против $X$) будут голосовать как минимум города $A$ и $B$; если точка $X$ принадлежит области II, то за $O$ будут голосовать как минимум города $A$ и $D$; если $X$ принадлежит области III, то за $O$ будут голосовать как минимум города $D$ и $C$, а если $X$ принадлежит области IV, то за $O$ будут голосовать как минимум города $B$ и $С$. Наконец, если точка $X$ лежит на одном из перпендикуляров, то как минимум три города будут голосовать за $O$. Таким образом, точка $O$ действительно непобедимая.
(ii) Теперь докажем, что любую другую точку можно победить.
Возьмем произвольную точку $X$, не совпадающую с $O$. Опустим из нее перпендикуляр на какую-нибудь диагональ (это всегда можно сделать, ведь $X$ не лежит хотя бы на одной из диагоналей). Обозначим эту диагональ за $d$, а полученную точку за $Y$. Докажем, что точка $Y$ побеждает точку $X$. Заметим, что если на голосование будут вынесены $Y$ и $X$, то города, расположенные в концах диагонали $d$, будут голосовать за Y (перпендикуляр является кратчайшим расстоянием от точки до прямой). Кроме того, за $Y$ обязательно будет голосовать город, расположенный относительно точки $X$ по другую сторону от диагонали $d$. Почему это так? Обозначим этот город за $G$. Заметим, что $\triangle GYX$ тупоугольный, в нем $\angle GYX>90^{circ}$ по построению. Отсюда следует, что сторона $GX$ в нем самая большая. Следовательно, $GX>GY$, и город $G$ будет голосовать за $Y$. Итак, мы нашли три города, которые будут голосовать за $Y$. Значит, точка $X$ не является непобедимой.
Вывод: множество непобедимых точек состоит из одной точки точки пересечения диагоналей. Она, как было показано ранее, является и общественно оптимальной.
Дополнительные задания:
Ставки процентов за 1 день по кредитам и вкладам приведены в следующей таблице:
валюта | кредит | вклад |
€ | 1,5 % | 1 % |
\$ | 2,25 % | 1,5 % |
Ф | 3 % | 2 % |
В понедельник утром Центральный банк Фантии объявил следующие обменные курсы на ближайшие три дня:
Понедельник | Вторник | Среда | |
Ф за один € | 43 | 43,4 | 43,1 |
Ф за один \$ | 33 | 32,9 | 33,6 |
\$ за один € | 1,28 | 1,36 | 1,3 |
Например, в понедельник можно обменять 43 фантика на 1 евро и, наоборот, 1 евро на 43 фантика.
Представьте, что Вы — гражданин Фантии, у которого на руках есть 100 фантиков. Какое максимальное количество фантиков вы могли бы заработать к вечеру среды, если:
а) по закону запрещено иметь иностранную валюту на руках в конце дня?
б) можно иметь иностранную валюту на руках в том числе и в конце дня?
Приведите алгоритм Ваших действий и число фантиков, которое будет у Вас к вечеру среды.
Процент с депозита | Валютный арбитраж | |
Понедельник | 2 % | $((100:33):1{,}28) \times 43 \approx 101{,}8 \Rightarrow 1{,}8 %$ |
Вторник | 2 % | $((100:43{,}4) \times 1{,}36) \times 32{,}9 \approx 103{,}1 \Rightarrow 3{,}1 %$ |
Среда | 2 % | $((100:43{,}1) \times 1{,}3) \times 33{,}6 \approx 101{,}3 \Rightarrow 1{,}3 %$ |
Следовательно, оптимальная стратегия выглядит следующим образом. В понедельник утром относим деньги в банк и кладем на депозит. К вечеру у нас будет 102 фантика. Во вторник с каждого фантика мы можем заработать примерно 3,1 %; это больше, чем ставка по кредиту. Тогда во вторник утром мы возьмем в кредит у банка 102 фантика, и у нас будет 204 фантика. После этого с помощью арбитража мы заработаем $204 \times 1{,}031= 210{,}324$ фантика. Вечером банку нужно вернуть взятые в кредит деньги, а также вернуть 3 % за их использование. Тогда к концу вторника у нас останется $210{,}324-102 \times 1{,}03 \approx 210{,}324-105{,}06=105{,}264$ фантика. В среду, как и в понедельник, выгодно положить деньги на депозит. Тогда к концу среды
наш счет будет составлять примерно $105{,}264 \times 1{,}02 \approx 107{,}369$ фантика.
Отметим, что это не точное значение, а лишь его приближенная оценка. Чтобы получить точное значение, необходимо отказаться от всех округлений, которые мы совершали.
б) Здесь вариативность стратегий резко возрастает, так как появляется возможность брать кредиты и делать вклады в других валютах, нежели только фантики, и, самое важное, играть на обесценении валют в течение ночи.
Рассмотрим все возможные наборы стратегий.
Рассмотрим сначала операцию кредитования. Из пункта а) нам известно, что доходность от арбитража 1,8 %. Единственная кредитная ставка, которая меньше кредит по евро. Но на начало дня у нас на руках фантики, таки образом в первый день брать кредит не будем. Во вторник доходность арбитража 3,096 %. Это больше, чем кредит по любой из валют, и, таким образом во вторник при любой операции имеет смысл брать кредит. В среду самый маленький доход от арбитража, и потому брать кредит не имеет смысла.
Рассмотрим пока ситуацию, когда мы ни разу за три дня не клали деньги в банк.
Назовем профилем стратегии выбор валюты на руках в конце периода. Так как в среду мы в конце дня должны иметь на руках фантики, у нас 9 (=3*3) возможных профилей.
Стратегия | На руках в конце понедельника | На руках в конце вторника | На руках в конце среды |
1 | Ф* | Ф* | Ф* |
2 | Е* | Ф* | Ф* |
3 | S | Ф | Ф* |
4 | Ф* | E | Ф* |
5 | Е* | E* | Ф* |
6 | S | E* | Ф* |
7 | Ф* | S* | Ф |
8 | Е* | S | Ф |
9 | S | S* | Ф |
Звездочками отмечены те позиции, при которых имеет место арбитраж. Арбитраж получается, когда мы делаем более одной операции в цепочке $Ф \to \$ \to € \to Ф \ $ для понедельника (т.е. мы получим больше, нежели просто переведем деньги в данную валюту прямым обменом; при одинаковой валюте в начале и конце дня прямой обмен означает отказ от операций с валютой), и $Ф \to € \to \$ \to Ф \ $ для вторника и среды
Осталось заметить еще одну вещь. Даже если во второй день по стратегии невозможен арбитраж (если мы закончили, например, понедельник с долларами, а вторник хотим закончить с фантиками), то кредит все равно имеет смысл брать. Поясним. Рассмотрим самый дорогой кредит в фантиках. При этом, поскольку мы хотим рассмотреть стратегию без арбитража, то предположим, что мы рассматриваем стратегию 8.
Взяв кредит на $Х$ фантиков под 3 % мы должны будем в конце дня вернуть $1{,}03Х$. В то же время мы на арбитраже заработаем $1{,}03096Х$. Таким образом, чтобы вернуть кредит, нам достаточно прокрутить $1{,}03/1{,}03096=0{,}99906X$. Оставшуюся сумму в $0{,}0009Х$ мы можем использовать по своему усмотрению, например, согласно стратегии 8 конвертировать в доллары. Т. е. конвертировать всю сумму наличных фантиков, включая кредитные, в евро, потом в доллары, а в фантики обернуть третьим шагом только сумму необходимую для погашения кредита.
Поскольку это работает для самого дорого кредита, эта стратегия верна и для более дешевых ставок.
Сопоставим изменения в относительной стоимости валют:
\textphi/€ | 43 | $1{,}009302=43{,}4/43$ | 43,4 | $0{,}993088=43{,}1/43{,}4$ | 43,1 |
\textphi/$ | 33 | $0{,}99697=32{,}9/33$ | 32,9 | $1{,}021277=33{,}6/32{,}9$ | 33,6 |
$/€ | 1,28 | $1{,}0625=1{,}36/1{,}28$ | 1,36 | $0{,}955882=1{,}3/1{,}36$ | 1,3 |
Исходя из этой таблицы, с понедельника на вторник выгодней всего хранить в евро (укрепился относительно и фантика и доллара), а со вторника на среду хранить деньги в долларах. Наименее выгодно заканчивать понедельник с долларами, а среду с евро.
Однако у этой стратегии есть недостаток два дня из трех придется работать без арбитража.
Рассмотрим каждую из 9 стратегий.
Стратегии 1, 4 и 7, согласно расчетам пункта а), уступают по доходности операции по вложению денег в банк в понедельник. Оставим рассмотрение аналога этих стратегий с вкладом до раздела с операциями по вкладам. Аналогичным образом в стратегиях 2 и 3 выгодней в среду положить деньги в банк.
Таким образом, осталось рассчитать доходность по стратегиям 5, 6, 8 и 9.
Рассмотрим операции с вкладом. Отметим, что доходность арбитража во вторник (сопоставимо с вкладом, так как конечная и начальная валюта в обоих случаях совпадает) выше ставки вклада. Поэтому во вторник делать вклад не потребуется.
Рассмотрим упущенные стратегии 1, 2, 3, 4, 7 в предпосылке, что на некоторых шагах выгоднее делать вклад.
Таким образом, наиболее выигрышной стратегией, как и было предсказано, является стратегия 8 с результатом 109,85.
Удовольствие студента зависит от того, сколько чистых площадок он встречает на пути домой. Кроме того, чем больше лестничных площадок проходит студент, пока идет домой, тем более он терпим к грязи.
Удовлетворение студента, живущего на $i$-м этаже, можно описать формулой: $$ U_i=20-(4-i)\cdot(i-x)^2-2y,$$ где $x$ — число чистых этажей на пути студента к своей комнате, а $y$ — то число вымытых этажей, которое он профинансировал из своего кармана. В случае, если у студента одинаковое удовлетворение от финансирования мытья разного количества этажей, он предпочтет тот вариант, где ему приходится тратить меньше.
Уборщица готова мыть одну площадку за 2 доллара. При этом вне зависимости от того, кто платит, работать она начинает с нижнего этажа, потом моет второй и только потом — третий. Таким образом, студент не может заставить уборщицу помыть его этаж, если не помыты все более низкие этажи. Например, если уборщице заплатили 4 доллара, то она помоет только 1-й и 2-й этажи независимо от того, кто платил.
В начале месяца каждый студент сообщает, уборку скольких этажей он собирается финансировать. Каждый студент может профинансировать уборку любого целого числа этажей. Студенты дают свои обещания одновременно. Назовем равновесием такой набор обещаний студентов, когда ни одному из студентов по отдельности не выгодно его пересмотреть после того, как все узнали обещания друг друга.
а) Сколько этажей будет вымыто в равновесии? Кто и в каком размере оплатит услуги уборщицы?
б) Уборщица решила изменить свои привычки, и теперь она моет этажи сверху вниз (сначала третий, потом второй и только потом первый). Как изменятся ответы на вопросы пункта а)?
в) Проработав пару недель, уборщица поняла, что первый этаж является самым грязным, так как по нему ходят три человека. Второй этаж в полтора раза чище, а площадка на третьем этаже, куда доходит только один студент, и вовсе в три раза чище той, что на первом этаже. Она решила, что по-прежнему готова брать за мытье всего подъезда 6 долларов, но только теперь оплата будет взиматься пропорционально загрязненности этажа: 3 доллара за первый этаж, 2 — за второй и 1 — за третий.
Каждый из студентов может потратить любую сумму от 0 до 6 долларов. Это решение студенты принимают одновременно. Далее уборщица смотрит на полученную сумму и вычисляет, на уборку скольких этажей этого хватает. Если при этом у нее остается излишек, которого не хватает для оплаты уборки следующего этажа, то она этот излишек никому не возвращает и следующий этаж не моет.
Соответственно, удовлетворение студента, живущего на $i$-м этаже, в этом случае можно описать формулой: $$U_i=20-(4-i)\cdot(i-x)^2-z,$$ где $z$ — это число профинансированных из своего кармана долей загрязненности от общего числа 6, а все остальные обозначения имеют прежний смысл. Как в этом случае изменятся ответы на вопросы пунктов а) и б)?
г) Предположим, что теперь решение о том, сколько платить уборщице, принимают не студенты, а управляющая домом компания. Управляющая компания стремится максимизировать суммарную полезность трех студентов. К каким исходам это приведет в условиях пунктов а), б), в)? Как изменится суммарная полезность трех студентов в условиях пунктов а), б), в) при наличии управляющей компании?}
1) Первому студенту не имеет никакого смысла оплачивать уборку более чем одного этажа, а второму больше двух. Поэтому в равновесии $x \in {0,2}$ и $y \in {0,2,4}$.
2) Профиль $(x,y,z)=(0,0,0)$ не является равновесием, поскольку второму студенту выгодно отклониться и профинансировать уборку одного этажа: $U_2(0,0,0)=12 < 16=U_2(0,2,0)$.
3) Профиль $(x,y,z)=(2,0,0)$ не является равновесием, поскольку третьему студенту выгодно отклониться и профинансировать уборку одного этажа: $U_3(2,0,0) = 16 < 17=U_3(2,0,2)$.
4) Из пунктов 13 следует, что профили, в которых $y=z=0$, не являются равновесиями. Значит, в равновесии хотя бы один из двух студентов второй или третий платит ненулевую сумму денег.
5) Студент, живущий на первом этаже, в равновесии не будет оплачивать ни одного этажа, если любой из живущих выше профинансирует хотя бы один этаж. Поэтому из $yz \neq 0$ следует $x=0$.
6) Из пунктов 45 следует, что в равновесии первый студент ничего не платит: $x=0$.
7) Рассмотрим случай $x=y=0$. Заметим, что $U_3(0,0,4)=15 > 14=U_3(0,0,2)=U_3(0,0,6) > 11=U_3(0,0,0)$. Значит, если первый и второй студенты не скидываются на уборщицу, то третий предпочтет оплатить помывку двух этажей.
8) Легко проверить, что $(0,0,4)$ равновесие. Это следует из пункта 7, а также из того, что первому и второму студенту не имеет смысла что-либо платить уборщице, когда третий студент оплатил уборку первых двух этажей.
9) Рассмотрим случай $x=0$, $y=2$. Заметим, что в равновесии $z \notin {4,6}$, так как в противном случае второй студент действует неоптимально, платя что-то в ситуации, когда третий студент уже оплатил уборку второго этажа.
10) Легко видеть (см., например, пункт 3), что $U_3(0,2,0)=16 < 17=U_3(0,2,2)$. Поэтому профиль $(0,2,0)$ не является равновесием.
11) Убедимся, что $U_2(0,2,2)=U_2(0,0,2)=18$. По условию в случае одинаково прибыльных альтернатив студент предпочитает ту, в которой он платит меньше. Значит, для второго студета профиль $(0,0,2)$ предпочтительнее профиля $(0,2,2)$. Из этого следует, что $(0,2,2)$ не равновесие.
12) Рассмотрим случай $x=0$, $y=4$. Заметим, что в равновесии $z=0$, так как в противном случае второй студент действует неоптимально, платя $y=4$. Но $U_2(0,4,0)=U_2(0,2,0)=16$, поэтому, в силу условия, второй студент предпочитает профиль $(0,2,0)$ профилю $(0,4,0)$. Следовательно, профиль $(0,4,0)$ не является равновесием.
13) Из пунктов 1 и 712 следует, что в пункте а) этой задачи есть ровно одно равновесие, когда третий студент оплачивает уборку двух этажей, а остальные студенты не платят ничего: $(x,y,z)=(0,0,4)$.
б)
1) Рассмотрим первого студента. Он может гарантировать себе полезность, равную как минимум 17, если не будет ничего платить.
2) В силу пункта 1 первый студент никогда не будет платить больше 2 долларов.
3) Первый студент будет оплачивать уборку одного этажа в том и только в том случае, если два других студента оплатили ровно два этажа (тогда полезность первого студента равна 18, в то время как грязный первый этаж принесет ему полезность не более 17).
4) Пусть $x=2$. Тогда, в соответствии с пунктом 3, $y+z=4$. Профиль $(2,0,4)$ не является равновесием, так как третьему студенту будет лучше уменьшить его долю до 2. Профиль $(2,2,2)$ не является равновесием, так как третьему студенту лучше вообще ничего не платить. Профиль $(2,4,0)$ не является равновесием, так как второму студенту выгоднее оплатить уборку только одного этажа (по условию задачи, если полезность одинакова, студент предпочтет тот вариант, в котором он платит меньше денег). Следовательно, в равновесии $x \neq 2$. Поэтому $x=0$.
5) Пусть $x=0$. Если $y+z=0$ или $y+z=2$, то это не равновесие, так как третьему студенту будет выгоднее профинансирвоать уборку еще одного этажа.
6) Если $x=0$ и $y+z=4$, то это не равновесие в силу пункта 3.
7) Пусть $x=0$ и $y+z=6$. Если $y=2$, $y=4$ или $y=6$, то второму студенту будет выгоднее изменить свое решение и уменьшить свои расходы на 2 доллара. Если $y=0$ и $z=6$, то третьему студенту выгоднее уменьшить свои расходы на 2 доллара.
Таким образом, в пункте б) нет равновесий.
в) а)
1) Очевидно, что первому студенту нет смысла финансировать помывку второго и третьего этажа. Поэтому $x \leqslant 3$.
2) Если $x>0$ и $x+y+z \neq 3$, то это не равновесие. Действительно, если $x+y+z > 3$, то первый студент мог бы сэкономить первый этаж и так будет помыт. А если $x+y+z < 3$, то первый студент выбрасывает деньги на ветер.
3) Заметим, что если $x+y+z=3$, то есть профинансирована уборка одного этажа, то независимо от распределения расходов студентов третьему студенту будет выгоднее доплатить еще 3 доллара за уборку оставшихся двух этажей (на этом он сэкономит 4 единицы неудовольствия). Значит, профили, такие, что $x+y+z=3$, не являются равновесиями.
4) Пусть $x=0$. Если $y+z=0$, то это не равновесие, так как третьему студенту будет выгоднее оплатить уборку первого этажа. Если $y+z \in {1,2,4}$, то этот профиль не является равновесием, так как второй или третий студент тратит деньги впустую. Если $y+z=3$, то это не равновесие по пункту 3).
5) Пусть $x=0$ и $y+z=5$. Легко непосредственной проверкой убедиться, что профили $(0,1,4)$, $(0,0,5)$ являются равновесиями. Профили, в которых $y\geqslant 2$, равновесиями не являются, так как второму выгодно уменьшить свой платеж на 2 (при том же уровне полезности он заплатит меньше).
6) Если $x=0$ и $y+z=6$, то равновесий нет: если $z>0$, то третьему выгодно уменьшить платеж на 1, а если $z=0$, то второй зря оплачивает уборку третьего этажа.
Таким образом, есть 2 равновесия: $(0,1,4)$ и $(0,0,5)$.
в) б)
1) Как и в пункте {б)}, первый студент никогда не будет платить больше 2 долларов.
2) Если первый студент тратит больше нуля, то в сумме оплачивается уборка всех этажей (иначе первому бы стало лучше, если бы он ничего не платил). Другими словами, если $x > 0$, то $x+y+z=6$.
3) Если $x+y+z=6$, то $z=0$. Действительно, если $z > 0$, то третьему студенту выгоднее потратить на 1 доллар меньше. Тогда первый этаж не будет вымыт, третий студент получит тот же уровень полезности, но заплатит меньше.
4) Если $x+y+z=6$, то $y \leqslant 1$. Если бы было $y > 1$, то второму студенту было бы выгодно уменьшить свой вклад на 2.
5) Из пунктов 24 следует, что равновесий в случае $x > 0$ быть не может. Следовательно, $x=0$.
6) Пусть $x=0$. Если $y+z < 3$, то это не равновесие, поскольку третьему студенту будет выгодно добавить столько денег, чтобы хватило на уборку двух верхних этажей. Если $y+z \in {4,5}$, то кто-то из студентов отдает уборщице деньги задаром. Случай $y+z=6$ не может быть равновесием в силу пунктов 3 и 4.
7) Остается случай $x=0$, $y+z=3$. Легко проверить, что все такие профили являются равновесиями. Сейчас убираются два этажа, и никому не выгодно увеличивать свой платеж на 3, чтобы оплатить уборку еще одного этажа. Уменьшать свой платеж второму или третьему нет никакого смысла штраф за грязь будет больше.
Таким образом, равновесия в этом пункте такие: $(0,0,3)$, $(0,1,2)$, $(0,2,1)$, $(0,3,0)$.
г) а) Суммарная полезность трех студентов в зависимости от числа вымытых этажей $n$ равна
$$
U(n)=60-3 \times(1-min(n,1))^2-2\times(2-min(n,2))^2-(3-min(n,3))^2-2n.
$$
Нам достаточно сравнить значения функции $U(n)$ при $0 \leqslant n \leqslant 3$. Легко видеть, что
$$
U(0)=40, U(1)=52, U(2)=55, U(3)=54.
$$
Таким образом, общественный максимум будет при двух мытых этажах. Суммарная полезность студентов по сравнению с равновесием из пункта а) не изменится.
г) б) Теперь суммарная полезность трех студентов в зависимости от числа вымытых этажей $n$ равна
$$
U(n)=60-3\times(1-max((n-2),0))^2-2\times(2-max((n-1),0))^2-(3-max(n,0))^2-2n.
$$
Вычислим значения функции $U(n)$ при $0 \leqslant n \leqslant 3$:
$$
U(0)=40, U(1)=43, U(2)=50, U(3)=54.
$$
Следовательно, общественно оптимальным вариантом является уборка трех этажей. Напомним, что в пункте б) равновесий не было!
г) в) а) В этом пункте суммарная полезность трех студентов может быть представлена в виде
$$
U(n)=60-3\times(1-min(n,1))^2-2\times(2-min(n,2))^2-(3-min(n,3))^2-a(n),
$$
где
$$
a(n) = \begin{cases}
0, & \text{если $n=0$};\\
3, & \text{если $n=1$};\\
5, & \text{если $n=2$};\\
6, & \text{если $n=3$}.\\
\end{cases}
$$
Тогда
$$
U(0)=40, U(1)=51, U(2)=54, U(3)=54.
$$
В силу предпосылки задачи, управляющая компания опять выберет мытье 2 этажей. Для обоих допустимых здесь равновесий из задачи в)а) суммарная полезность студентов не изменится.
г) n в) б) Наконец, здесь суммарная полезность трех студентов равна
$$
U(n)=60-3\times(1-max((n-2),0))^2-2\times(2-max((n-1),0))^2-(3-max(n,0))^2-b(n),
$$
где
$$
b(n) = \begin{cases}
0, & если \ n=0; \\
1, & если \ n=1; \\
3, & если \ n=2; \\
6, & если \ n=3.\\
\end{cases}
$$
Поэтому
$$
U(0)=40, U(1)=44, U(2)=51, U(3)=54.
$$
Значит, управляющая компания наймет уборщицу для мытья всех трех этажей. По сравнению с пунктом в) б), управляющая компания добилась улучшения общественного благосостояния.